В чем польза духовых инструментов?
Занятия на духовых инструментах полезны для здоровья. Они развивают, укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы, хронических бронхитах и аллергии.
Духовые инструменты - самые древние музыкальные инструменты. Они были средством для сигналов опасности, объявления об атаке во время военных действий. Но развивалось общество – развивались и инструменты, становясь совершеннее.
К духовым относятся музыкальные инструменты, имеющие форму трубки. Звук в них создается благодаря колебанию столба воздуха, отсюда и название (от слова «дух» в значении «воздух»). Корпус инструмента чаще всего выполнен из дерева или металла и может принимать абсолютно любую форму.
Наши предки верили, что существует связь между игрой на духовых инструментах и долголетием человека. В древности свирели и флейты считались принадлежностью только королей. Они и развлекали венценосных особ, и в то же время укрепляли их дыхательную систему. Считалось, что дыхание - это жизнь. Значит, музыкальные упражнения продлевали срок пребывания на Земле. А царя-музыканта ждало плодотворное, активное долголетие, которое позволяло ему мудро править на радость подданным.Преобразования духовых инструментов прошли длинный путь развития: начиная с тростника и камыша и заканчивая металлическими сплавами. Ранее они изготавливались из слоновой кости, хрусталя, фарфора, латуни, серебра и золота. Сегодня это дерево и особый металлический сплав.
Духовые инструменты - инструменты универсальных возможностей. Для маленьких ребятишек – это различные дудочки, жалейки, рожки, свистульки, а для старших ребят более серьезные инструменты симфонической, джазовой, духовой музыки. В симфоническом оркестре духовые инструменты выделяются тем, что у них яркое и сильное звучание.
Традиционно духовые инструменты делятся на деревянные и медные.
Группа деревянных духовых инструментов:
- Флейта:
Испокон веков флейта была пастушьим инструментом. Название ее произошло от слова «дуновение». Она имеет нежное, мягкое и серебристое звучание. Неслучайно, при помощи флейты композиторы часто изображают пение птиц.
- Гобой:
Древнейшими предками являются первобытная свирель, древнегреческий авлос, зурна и ближайший родственник — английский рожок. Имеет подвижный и поющий звук. Один из любимейших инструментов для соло у композиторов 16-17 веков. Является «камертоном» - настройкой для всего оркестра.
- Кларнет:
Предком был средневековый инструмент- свирель шалюмо. Самый выразительный голос оркестра. Инструмент, требующий от исполнителя малого расхода воздуха. Способен гибко изменять силу звука, постепенно усиливая и ослабляя его.
- Фагот:
Прародителем считается свирель-бомбарда. Самый низкий по звучанию инструмент этой группы. Обладает мягкостью и благозвучностью, может быть трагичным, ворчливым и в тоже время комичным (например, при быстром темпе исполнения музыки).
Группа медных духовых инструментов:
- Валторна:
Это лесной рог. Предками были охотничьи рога, в которые трубили для подачи сигнала во время охоты, торжественного события или объявления сбора войск. Инструмент ранее был очень длинным и со временем «скручивался», что превратило его в гигантскую золотую улитку. Имеет мягкий, благородный звук. Может передавать и грустное и торжественное настроение.
- Труба:
Один из самых древних медных духовых инструментов. Многими народами использовался в качестве сигнального звука: тревоги, извещения об опасности, для поддержки отваги воинов в бою. Кроме того, труба использовалась в различных религиозных обрядах.
- Тромбон:
В буквальном смысле «трубища». Выдвигающаяся трубка-кулиса дает возможность этому инструменту плавно красочно скользить от звука к звуку, меняя его высоту. У тромбона очень сильный голос, придающий музыке часто торжественность и блеск. Подобен ораторской речи в героических и трагических мелодиях.
- Туба:
Самый низкий инструмент медной духовой группы. По сравнению с другими инструментами этой группы туба достаточно молода, появилась в позапрошлом столетии. Можно сказать, это «фундамент» всех медных инструментов. Имеет густой, сильный, сочный звук. Одновременно достаточно неуклюжий и неподвижный инструмент (например, очень тяжеловесный в быстром темпе исполнения музыки). Чтобы играть на нем, необходим большой расход воздуха, иногда исполнителю приходится дышать буквально на каждом звуке.
Из всего вышесказанного понятно, что именно занятия на духовом инструменте влияют на физическое развитие человека, так как представляют собой активную работу целых систем органов и групп мышц. Для игры на любом духовом инструменте необходимо задействовать практически весь организм одновременно: язык, губы, легкие, диафрагму, межреберные мышцы, брюшной пресс, и, конечно же, работу пальцев, память и логическое мышление.
Для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, на флейте, гобое, кларнете лучше начинать учиться с 9 лет. С 12 лет - на трубе, валторне, фаготе, тромбоне, тубе и саксофоне (к этому возрасту человек приобретает необходимые физические данные). Разумеется, к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход с учетом его физического развития, выносливости, состояния здоровья. Поэтому прежде чем начать играть на духовых инструментах, лучше посоветоваться с врачом и получить его рекомендации.
Начать лучше с небольшой деревянной или пластмассовой блок-флейты или флейте-пикколо. Это поможет познакомиться с азами нотной грамотности, почувствовать своеобразие мелодии и самое главное – тренировать дыхание!
Продолжение темы в следующем разделе «Дыхательная гимнастика»