Продолжение темы «Польза духовых инструментов. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата»

     Детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функции речи рекомендованы логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Заниматься необходимо с логопедом-дефектологом. Для профилактики и при небольших речевых  нарушениях обязательно  рекомендуется артикуляционная гимнастика.    Упражнения этой гимнастики полезны для любого возраста. Работа над артикуляцией и дикцией используется в разных профессиональных сферах: это певцы, актеры, ведущие телепередач, лекторы, ораторы. Слово, обращенное к аудитории должно быть четким, выразительным и достаточно громким, чтобы нас слышали те, к кому мы обращаемся.

                img.jpg    CmipeNRW8AA_YSS.jpg    When-Your-Child-Is-Worried-About-Fillings-.jpeg

Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Органы, входящие в его состав называются артикуляционными. К ним относятся ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо), глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи (гласных, согласных). Это и есть артикуляция.

    Для работы с артикуляционным аппаратом необходимы тренировка, сознательный контроль и внимание. Очень важно добиться естественности и активности аппарата, постепенно устраняя зажимы и стимулируя четкую работу мышц и органов. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика, которая подходит и для детей, и для взрослых.

   Во время выполнения упражнений соблюдаются определенные правила:

- при тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы движений до ощущения комфорта;

- не надо бояться усталости мышц, но надо избегать их зажима;

- при выполнении упражнений необходимо соблюдать последовательность - от простых к более сложным;

- на начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом;

- количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз, важно следить за правильным выполнением движений;

- при работе с губами, не напрягать их и не натягивать на зубы;

- следить за тем, чтобы челюсть была свободна, не зажата и в некоторых упражнениях неподвижна;      

- зеркало можно убрать, когда будет получаться правильно.

    Маленьких ребят можно заинтересовать необычными названиями упражнений. Более старшим детям достаточно объяснять последовательность действий губ, языка и челюсти.

     Вот некоторые упражнения из начального комплекса артикуляционной гимнастики:

  • «Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  • «Кнопочка». В дополнение к предыдущему упражнению используется указательный палец. Нажимаем им на подбородок, как на «кнопку».
  • «Лягушка». Растягиваем губы в улыбке, как бы тянемся кончиками губ к ушам. Удерживать данное положение на счет до пяти.
  • «Хоботок». Вытягиваем губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
  • «Лягушка-хоботок». На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
  • «Лягушка пополам». Тянем губы в улыбке в одну сторону, затем в другую.
  • «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
  • «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высовываем кончик языка наружу «острым как жало».
  • «Лопаточка — иголочка». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть «острый» язык.
  • «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
  • «Толстячок». Надувание обеих щек одновременно.
  • «Толстячок пополам». Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
  • «Шинкуем язычок». Легко покусываем язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
  • «Расчешем язычок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Скоблим широкий язык, протискивая его наружу между зубами.
  • «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» и в дальнейшем на слова «тик-так» из одного уголка рта в другой. Челюсть остается неподвижной.
  • «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «Раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  • «Считаем зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «пощупать» каждый зуб с внутренней стороны вверху и внизу. Затем то же делаем с закрытым ртом. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» зубы «зубной щеточкой» с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево, затем с закрытым ртом по кругу вверх и вниз.
  • «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка не должен быть вытянутым, заостренным и не должен подворачиваться внутрь. Челюсть неподвижна.
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу, как бы «красим кисточкой». Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Кошечка». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, «кошечка прогибает спинку», на счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка не должен отрываться от зубов, рот не закрывается.
  • «Вертушка». С закрытым ртом кончиком языка по очереди упираемся в небо и под язык. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Конфета». С закрытым ртом языком внутри упираемся в одну щеку, как бы «прокалывая» ее, затем в другую сторону, чтобы «конфетка» была за щекой.
  • «Футбол». С закрытым ртом на счет «раз» язык как «мячик» упирается в одну щеку, на счет «два» в другую. Затем быстрее двигаем языком, «забивая гол» в ворота.
  • «Зеваем». Открываем рот достаточно широко.
  • «Варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком обводим верхнюю и нижнюю губу, «облизывая варенье».
  • «Покажи язычок». Улыбнуться, открыть рот. Высовываем язык и пытаемся достать до подбородка.
  • «Чайничек». Улыбнуться, открыть рот. Высовываем язык и тянем его вверх как «носик чайника».
  • «Машинка». Выполняем вибрирующие движения губами на высоком звуке, изображая маленькую игрушечную машинку.
  • «Большая машина». Выполняем вибрирующие движения губами на низком звуке, изображая большой «самосвал».

     Артикуляционную гимнастику можно выполнять комплексно, либо разбить на блоки по 2-3 упражнения и делать в течение дня или занятия, когда работа проводится специалистом.

     После освоения начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения. Это комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков. Например: Ш-Ж-Щ-Ч, К-Г-Х, Л-ЛЬ, Р-РЬ.

Для проработки отдельных звуков очень полезны скороговорки. Читать их надо сначала медленно, постепенно, по мере запоминания слов, увеличивать темп. Четко проговаривая слова, необходимо следить за ритмичностью, темпом и дикцией. Кроме этого, очень полезно читать стихи, выделяя те звуки, которым нужна отдельная тренировка.

      Если у ребенка проблемы с дыханием, дикцией и артикуляцией, то нет ничего лучше духовых инструментов или занятий вокалом и сценической речи. На занятиях вокала обязательна работа над дыханием, дикцией и артикуляцией. Если пением можно начать заниматься и в раннем возрасте, на духовых инструментах не раньше девяти лет. Само обучение не является сложным, и прогресс идет довольно быстро, а это очень нравится детям и их родителям.                                       

      Дальнейший путь каждый выбирает индивидуально. Игра на духовых инструментах может стать вашим хобби. Можно участвовать в концертах и конкурсах, задуматься о профессиональной деятельности музыканта. Не каждый получает мировую известность, но любой может принимать участие в различных коллективах, записях, заниматься преподаванием. 

      Обучаться игре на духовых инструментах  лучше у частных преподавателей либо в детской музыкальной школе. Если есть музыкальный кружок в общеобразовательной школе – это тоже вариант. Также возможно и домашнее обучение, но при этом нужно быть всегда уверенным, что ребенок придерживается всех правил, которые необходимо соблюдать при игре на духовом инструменте. Здесь большую роль играет связь педагог-родитель. Именно поэтому педагог всегда приглашает родителей на несколько занятий, чтобы те наблюдали на практике, как дети выполняют задание в школе, и помогали ребенку дома.

       Игра на духовом инструменте может стать увлекательным занятием в вашей жизни. 

 

 

Музыкальный терапевт

Андриенко В.С.

          

    vk

Поискать материал?

Шумовой оркестр

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР1

Живая нить

ЖИВАЯ НИТЬ

Творческая студия «Гармония»

ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ ГАРМОНИЯ