Продолжение темы «Польза духовых инструментов»

     Занятия на духовом инструменте помогают развивать способность контролировать несколько действий одновременно. В первую очередь, это контроль за основополагающим элементом - дыханием, так как процесс дыхания у духовиков не имеет ничего общего с естественным дыханием человека.

Отметим три основных типа дыхания:

Грудной (ключичный):

Воздух набирается в верхнюю часть легких. При этом вдох приводит в движение верхнюю часть туловища (приподымаются плечи).

Диафрагменный:

Воздух набирается в среднюю часть легких. От этого приходит в движение верхняя часть живота, то есть диафрагма.

Брюшной:

Воздух набирается в нижнюю часть легких, заполняя воздухом максимально возможный объем. При этом приходит в движение, «надувается» весь живот.

            x5-15.jpg.pagespeed.ic.5LqrwnHZXd.jpg   summer-2694671_1280.jpg

Исполнители на духовых инструментах применяют смешанный или  грудобрюшной тип дыхания. Первое, что осваивает музыкант, - это глубокий вдох и долгий выдох. Это гораздо полезнее обычного поверхностного дыхания, привычного нам с детства.

Освоение техники дыхания позволит создавать многообразие тембра звуков и различный диапазон силы звука. Техника дыхания зависит от умелого использования дыхательных мышц, которые работают при вдохе и выдохе. Диафрагма, наружные и межреберные мышцы относятся к мышцам вдоха, а брюшной пресс и внутренние межреберные мышцы относятся к мышцам выдоха. При естественном физиологическом дыхании человека на вдохе легкие расширяются, ребра поднимаются вверх, а купол диафрагмы опускается вниз. На выдохе полость легких, диафрагма и грудная клетка возвращаются в свое исходное положение. При дыхание исполнитель  делает  активный, короткий и бесшумный вдох, а выдох — долгий, экономный и продолжительный. Исполнителю необходимо научиться управлять активным вдохом и выдохом путем тренировки и развития дыхательных мышц.

     Лучшая тренировка –  дыхательная гимнастика. Она задействует все дыхательные мышцы и тренирует их, параллельно стабилизируя нервную систему. Лёгкие расправляются, человек дышит полной грудью, а его организм проще справляется с внешними стрессами. Клетки организма насыщаются кислородом в большом объеме, что способствует лучшему кровообращению, в  следствии, лучшей работе всех органов и систем, их очищению и регенерации. Упражнения дыхательной гимнастики включают неиспользованные резервы организма. А именно:

- укрепляют самоочистительную функцию бронхов: их способность выводить вредных микробов из дыхательной системы

- замедляют начавшиеся воспалительные процессы;

- повышают стрессоустойчивость всего организма;

- налаживают работу лимфосистемы, сердца, сосудов;

- предотвращают болезни верхних и нижних дыхательных путей;

- улучшают самочувствие и настроение.

     Плюс ко всему, благодаря интенсивному обогащению кислородом, участника всех обменных процессов в нашем теле, ускоряются химические реакции. Как следствие, токсины выводятся быстрее, что особенно нужно жителям крупных мегаполисов. В результате, расправленные лёгкие способствуют улучшению осанки и правильной посадке головы. Ведь человеку, дышащему полной грудью, не захочется сутулиться и горбиться.   

     Существуют различные виды дыхательных  упражнений как для детей, так и для взрослых. Но необходимо соблюдать определенные правила:

- воздух набирать через нос, плечи не поднимать;

- выдох делать длинным и плавным;

- следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);

- упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;

- достаточно 3-5 повторений (многократное выполнение дыхательных упражнений может привести с непривычки к головокружению).

                      EF4eIj4XkAAt9Ba.png       image-normal.jpg

     Для маленьких детей лучше использовать упражнения в игровой форме. Во время упражнения взрослый может читать подходящие по смыслу стихи или петь песенки.

  • «Ветряная мельница». Для упражнения необходима игрушка-вертушка. Как «ветерок» дуем на лопасти игрушки.
  • «Листопад». Вырезать из цветной бумаги осенние листья разных цветов и форм. Дуем на листочки, чтобы устроить листопад.
  • «Бабочка». Вырезать из бумаги несколько бабочек и подвесить их на ниточки на уровне лица. Дуем на легкие крылышки бабочек.
  • «Футбол». Из кусочка ваты скатать шарик, а из двух кубиков или карандашей сделать ворота. На «мяч» дуем так, чтобы «забить гол» в ворота.
  • «Снегопад». Из ваты сделать снежные комочки и устроить снегопад. Положить один на ладошку и правильно сдуть его, затем другие.
  • «Кораблик». Опустить бумажный кораблик в таз с водой. Дуть на него плавно и длительно, чтобы он «плыл».
  • «Живые предметы». Положить простой карандаш или катушку от ниток на поверхность стола. Плавно дуть на карандаш или катушку, чтобы предмет покатился.
  • «Шторм в стакане». Для этого упражнения нужны соломинка для коктейля и стакан с водой. Дуем через соломинку, чтобы вода забурлила. Не надуваем щеки, и губы должны быть неподвижны.
  • «Задуй свечку». Задуваем горящую свечу. Необходимо следить за плавностью выдоха и одновременно его интенсивностью.
  • «Дудочка». Свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку на внутреннюю сторону ладони одной руки, затем другой.

ea1bd94ff417927d81cd60309b2fa7f4.jpg           1773830.jpg

      Для детей старшего дошкольного и школьного возраста можно выполнять простые дыхательные упражнения без использования игровых приемов. Длительность выполнения данных упражнений около пяти минут. Выполняются в положении стоя, в естественной позе, не напрягаясь. Обратите внимание на практические рекомендации:

- делаем вдох-выдох (рот при этом закрыт), попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю;

- тренируем носовой выдох, глубоко вдыхаем и длительно выдыхаем через нос (рот при этом закрыт);

- тренируем ротовой выдох, вдыхаем и выдыхаем через рот (ноздри можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения этого упражнения);

- вдох через нос и длительный выдох через рот, не поднимая плечи и не напрягаясь;

- вдох через рот и выдох через нос;

     Для более старших детей и взрослых существуют несколько иные дыхательные упражнения. При их выполнении в положении стоя или сидя, руки и ноги в произвольном состоянии, спина прямая, мышцы тела не напряжены. Особенно важно добиться  расслабления в плечевом поясе. Обращаем внимание на правильность дыхания (плечи при вдохе неподвижны).

  • «Цветок». В положении сидя делаем глубокий, шумный вдох через нос (как будто нюхаем цветок), затем задерживаем дыхание на 2-3 секунды и свободно выдыхаем через рот. Выполняется от 4 до 8 раз.
  • «Свечка». Положение сидя. Держим перед собой ладонь, внутренней стороной. Вдыхаем носом, задерживаем дыхание на 2-3 секунды и выдыхаем постепенно, медленно и экономно на ладонь. Представляя перед собой свечку, «дуем» на нее потихоньку так, чтобы она не погасла. Выполняется 2 раза со сменой рук.
  • «Чуткий нос». Делаем 4 коротких, шумных вдоха через нос, задерживаем дыхание на 2-3 секунды и свободно выдыхаем через рот. Выполняется от 4 до 8 раз.
  • «Солнце кланяется». Положение стоя, руки перекрещены на плечах. Делаем глубокий, шумный вдох через нос, одновременно с которым широко разводим руки в стороны. Задерживаем дыхание на 2-3 секунды, затем резко кланяемся и обнимаем себя за плечи, резко выдыхаем и возвращаемся в исходное положение. Выполняется от 2 до 4 раз.
  • «Поклон солнцу». Аналогично предыдущему упражнению, но вдох берется в поклоне, с перекрещенными на плечах руками, а выдох – стоя с раскрытыми в стороны руками. Выполняется от 2 до 4 раз.
  • «Дай-дай». В положении стоя, руки согнуты в локтях, ладони раскрыты и развернуты внутренней стороной. Плечи в момент вдоха неподвижны. Делаем четыре шумных ритмичных вдоха носом и одновременно совершаем хватательные движения кистями рук. Выполняем 4 раза, затем отдыхаем с опущенными руками и далее снова 4 вдоха и пауза.
  • «Приседания с поворотами». Встать прямо, ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполняем легкое, неглубокое, приседание, одновременно поворачивая корпус вправо, и делаем вдох. Затем приседание с поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Выполняем 8 раз в каждую сторону.
  • «Руки здороваются». Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне плеч. С резким вдохом обнимаем себя и на выдохе отводим руки в стороны нешироко и расслабленно. Выполняем 8 раз.
  • «Повороты головы». В положении стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворачивая голову вправо, делаем вдох. Смотрим перед собой прямо и делаем выдох. Затем поворот головы влево – берем вдох и прямо выдох. Выполняем 8 раз в каждую сторону.
  • «Часы». Стоя прямо, ноги на ширине плеч, шея расслаблена. Делаем наклон головы вправо, тянемся к плечу и берем вдох, а в прямом положении головы - выдох. Затем наклон головы влево - вдох и прямо выдох. Выполняем 8 раз в каждую сторону.
  • «Поклон головы». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Делая поклон головы вниз, берем вдох и смотря прямо - выдох. Затем голову подымаем вверх, делаем вдох и снова прямо — выдох.

          depositphotos_20694161_original.jpg   imT4EyU.jpg

      Данные дыхательные упражнения можно делать в комплексе или выбрать несколько понравившихся. Помним, что дыхание -- это энергетическая основа речи, поэтому широко используется при логопедических проблемах. Логопеды советуют постоянно тренировать глубину и продолжительность вдоха и выдоха, учиться произвольно переходить от грудного дыхания к брюшному, регулировать дыхание и через рот, и через нос.

Продолжение темы в следующем разделе «Развитие артикуляционного аппарата»

banner bolsh

    vk

Поискать материал?

Шумовой оркестр

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР1

Живая нить

ЖИВАЯ НИТЬ

Творческая студия «Гармония»

ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ ГАРМОНИЯ