О. Н. Кочева, директор

МБУ «КЦСОН Свердловского района»  

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого госу­дарства в большей степени определяются его конкурентоспособ­ностью. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, города.

Для экономики, ввергнутой в кризис, нет иной альтернативы выхода из него, как только достижение высокого качества продукции и конкурентоспособности, как на региональном уровне, так и на уровне страны в целом.

Главным всеобщим внешним фактором конкурентоспособности является качество управления. Низкое качество управления в России на всех уровнях иерархии, игнорирование механизмов действия экономических законов и законов организации, научных подходов и принципов, современных моделей управления, приводит к неоправданным политическим и социально-экономическим решениям, неэффективному использованию ресурсов и т.д.

Решение большого количества накопившихся социальных проблем требует формирования новых подходов к государственному управлению. Прежде всего, речь идет об изменении качества управления на уровне органов местного самоуправления. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на взаимодействии жителей этой территории.

Главной задачей муниципалитетов сохраняется использование современных конкурентных преимуществ, которыми на сегодняшний день являются: согласование, доверие, партнерство и взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, субъектом которых, прежде всего, является население муниципального образования[1].

Создание условий для повышения лояльности и доверия населения к муниципальной власти является главной причиной совершенствования организации управления и внедрения принципов системы менеджмента качества на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008.

В мировой практике в муниципалитетах внедряют принципы концепции всеобщего управления качеством, разрабатываются и сертифицируются системы менеджмента качества.

Европейским союзом сертификация муниципалитетов на соответствие международных стандартов как обязательное требование было выдвинуто для всех новых членов (Болгария, Босния и Герцеговина, Польша и ряд других стран). Большинство муниципалитетов в Америке и Европе проходили процедуру сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.

В международных стандартах ИСО серии 9000 раскрывается опыт эффективного управления, при этом их применение возможно, в том числе, и в органах местного самоуправления. Вносятся предложения разработке и внедрению систем менеджмента качества применительно к деятельности местных органов управления.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества позволит органам местного самоуправления получить ряд дополнительных преимуществ:

- повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов;

- разработать показатели результативности и эффективности деятельности муниципальных учреждений;

- повысить имидж муниципального образования для иностранных инвесторов;

- создать единый реестр услуг для населения и организаций;

- повысить эффективность использования ресурсов;

- повысить качество муниципальных услуг, их доступность для граждан и организаций, ориентировать деятельность муниципальных учреждений на интересы потребителей;

- эффективнее осуществлять контроль исполнения решений.

Российский опыт внедрения систем менеджмента качества пока относительно небогат, по сравнению с международным опытом. Ряд администраций уже получили сертификат соответствия на систему менеджмента качества, к ним относятся администрация г. Дзержинский Московской области, администрация г. Шахты Ростовской области, администрация Нового Уренгоя.

В администрации города Красноярска осуществляется внедрение качественных методов управления, в основе которых находится переход на стандарт системы менеджмента качества в сфере предоставления услуг. При этом администрация города Красноярска ориентируется на получение сертификата соответствия на системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008, что будет являться дополнительным стимулом для привлечения иностранных инвестиций и развития туризма, а также получения признания в российском и международном сообществе.

Формирование единой системы управления, основанной на принципах и требованиях международных стандартов, позволит эффективнее реализовать перспективные городские проекты, ориентированные на взаимодействие с потребителями услуг.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]//Справочные правовые системы Консультант плюс.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества» [Электронный ресурс]//Справочные правовые системы Консультант плюс.
  3. Журнал «ISO Menegement Sistems» [Журнал]. – New York: [б.н.], 2002 г.
  4. Олейникова, Е. Г. Социальная политика государства: эволюция моделей и приоритетов в XX – начале XIX вв. [Текст]/Н. Г. Оленикова. – М., 2006. –150 с.
  5. Система государственного и муниципального управления [Текст]/под ред. В. Б. Зотова. – СПб: Питер, 2005. – 350 с.
  6. Социальная политика [Текст]: Учебник/Н. А. Волгин [и др.]. – 3-е изд., стереотип. - М.: «Экзамен», 2006. – 736 с.

Технология социальной работы [Текст]: Учебник/под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.,2004. – 320с


[1]              Журнал «ISO Management Sistems» [Журнал]. – New York: [б.н. ], 2002 г.

О. Н. Кочева, директор

МБУ «КЦСОН Свердловского района»  

РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ

В теории и практике менеджмента принято выделять такие общие функции, реализуемые менеджерами, как планирование, организация, мотивация и контроль. Данные характеристики являются основными и в процессе управления качеством в некоммерческой организации, в частности, муниципальном учреждении. Они реализуются на различных уровнях управления и в ходе всех ключевых процессов деятельности организации.

Управление качеством услуг как особый вид деятельности носит специфический характер и связано с выполнением определенных, упорядоченных и взаимообусловленных действий — функций управления.

В переводе с латинского языка «функция» означает исполнение, осуществление, а также деятельность, обязанность, работу. Функция — нормативное содержание служебных действий, выполнение которых возлагается на структурное подразделение или работника предприятия при заданных требованиях, условиях и ограничениях; понятие «функция» может рассматриваться как назначение, действие, свойство. Следовательно, функция управления - это работа, выполняемая персоналом для обеспечения нормального протекания процесса предоставления услуг по достижению целей учреждения.

Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять — значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»[i]

Общие функции выделяются по этапам управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ.

В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются анализ, прогнозирование и планирование, организация, мотивация и контроль. Иногда между функциями организации и контроля дополнительно помещают функцию руководства или координации и регулирования.

Процесс планирования является инструментом, который помогает руководству принимать правильные решения и корректировать в соответствии с ними повседневную деятельность организации.

В целом, планирование как функцию менеджмента можно охарактеризовать как «определение целей и задач, а также путей их достижения»[ii].

Реализация данной функции связана с разработкой миссии организации, политики и стратегии в области качества, а также планов по реализации политики и стратегии на различных уровнях управления, применительно к различным процессам в организации. Необходимость в этой функции определена целевой, ориентированной на конкретный результат, природой организации. Деятельность в области планирования может быть сложной или простой, прямой или косвенной, неличностной или личностной. Ожидаемые результаты планирования зависят от понимания членами организации, чего конкретно они должны добиться. Это понимание может отражаться в планах, предполагаемых результатах или в общем согласии членов организации.

Планирование предполагает уточнение не только целей организации, но и методов их достижения. Необходимость тщательного анализа альтернатив и оценка их по критериям, обусловленным целями деятельности организации, неоднократно высказывалась в научной литературе.

Планирование включает в себя следующие основные виды управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию работы всех подразделений предприятия.

Совершенствование управления качеством предоставления социальных услуг невозможно без прогнозирования, что объясняется неопределенностью экономической среды, неоднозначностью, противоречивостью и многовариантностью развития событий. Основная задача прогнозной разработки состоит в том, чтобы снизить степень этой неопределенности суждений о будущем. Неразрывная связь эффективного управления качеством социальных услуг и прогнозирования объясняется тем, что для принятия решения необходимо: получить необходимую информацию, обработать, провести анализ и представить ее в удобной для разработки управленческих решений форме.

В условиях нестабильности экономической среды роль прогнозирования сильно возросла. По нашему мнению, прогнозирование стоит рассматривать как самостоятельную функцию управления качеством социальных услуг, на которых базируется функция планирования.

Другой важнейшей функцией менеджмента, как полагают специалисты по управлению, является мотивация работников, заключающаяся в «удовлетворении социальных и психологических потребностей работников с целью достижения организационных целей и задач». Акцент на эффективном управлении ресурсами поднимает серьезный вопрос о мотивации персонала, особенно когда первая ценность альтруизма в социальной работе ставится под вопрос. Обсуждая «теорию нового менеджмента», В. Бовыкин в основу управления помещает проблему мотивации персонала: «путь…к наивысшей эффективности процесса управления лежит только через решение проблемы эффективной мотивации труда»[iii]. Решение этой проблемы, по мнению автора, является создание действенного механизма мотивации труда работников.

В теории и практике мотивации существует основное разделение способов мотивации на финансовое стимулирование и нефинансовые вознаграждения. Чаще всего акцент делают на механизмы финансового стимулирования. Однако необходимо учитывать, что некоммерческие организации социального обслуживания серьезно отличаются от коммерческих организаций источниками и размерами финансирования. Если в коммерческом секторе организации большей частью самофинансируются, ориентированы на получение максимальной прибыли, то некоммерческие организации зависят от внешнего источника финансирования (бюджеты соответствующих уровней, грантодающие организации), что прямо влияет на заработную плату сотрудников.

В целом же, в силу специфики финансирования государственных и муниципальных учреждений, акцент в мотивации труда персонала переносится на нефинансовое вознаграждение, то есть на такие методы стимулирования к качественному труду, которые по определению Н. Дряхлова и Е. Куприянова, не касаются непосредственно оплаты труда[iv]. Речь идет о таких аспектах жизнедеятельности организации, как стиль управления, перспективы карьерного и профессионального роста, а также корпоративная культура, выражающаяся в символах служебного положения и проявляющаяся в большей свободе выбора сотрудников.

К сожалению, несмотря на признание важности разработки системы нефинансового стимулирования труда работников учреждений социального обслуживания населения, в России большая часть таких разработок остается на бумаге: «нефинансовая мотивация как система в России становится чем-то сродни «снежному человеку» - о нем все читали, но его никто не видел…»[v].

Создание в учреждениях социального обслуживания собственной мотивационной системы рассматривается в качестве одного из важнейших направлений деятельности менеджмента. Эта деятельность напрямую зависит от понимания личных целей работников и их профессиональных ценностей. Если менеджмент учреждения уделяет ценностям и личным целям достаточное внимание, то это позволяет создать необходимый организационный климат, найти индивидуальный мотивационный подход к каждому сотруднику, в результате чего повышается качество оказываемых социальных услуг.

Наряду с планированием и мотивацией, функцией менеджмента выступает организация и координация деятельности учреждения, то есть определение деятельности и распределение ответственности, а также координация структуры, которая эти функции осуществляет. Коул предлагает такое сравнение: если планирование представить как прокладывание маршрута путешествия на карте местности, то деятельность организации является способом продвижения по выбранному направлению[vi].

Функция организации включает всю управленческую деятельность, связанную с переносом запланированных действий в области качества в структуру заданий и полномочий.

Для четкого выполнения данной функции в организации необходима разработка матрицы ответственности и обязанностей в области качества.

Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе организации предоставления услуг. От эффективности контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего состояния сферы услуг. В современных условиях контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. На любой стадии управления качеством услуг неизбежно отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений необходим контроль. Целью контроля служит информационное обеспечение управления качеством услуг для получения возможности принятия эффективных решений. В результате глубокой интеграции контроля и других функций управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому теоретически рассматривая каждую функцию управления как отдельный элемент управления, можно допустить, что контроль должен присутствовать при реализации каждой управленче­ской функции.

Таким образом, основой управления качеством услуг выступает функция, постоянное воспроизведение которой в определенной последовательности и совокупности с другими функциями обеспечивает результат, определяющийся качеством функций управления.

Управление процессом предоставления услуг представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами.



[i]
                 Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент [учебник]. – М., 2005 . – С. 105

[ii]              Cole, G. A. Management: Theory and practice. – London: DP., 1993.- P. 6

[iii]              Бовыкин, В. И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: ОАО «Издательство «Экономика». – 2007. – С. 7

[iv]              Дряхлова, Н., Куприянова, Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США//Проблемы теории и практики управления. – 2002. – С. 83

[v]              Сосновый, А. П., Ратников, П. В. Мотивация трудовой деятельности. – М.: ЗАО «Бизнес-школа». – 2005. – С. 99

[vi]              Cole, G. A. Management: Theory and practice. – London: DP., 1993.- P. 142

ПРОФИЛАКТИКА СЛУЧАЕВ МОШЕННИЧЕСТВА СРЕДИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА «ОСТОРОЖНО! МОШЕННИКИ! НЕ ДАЙТЕ СЕБЯ ОБМАНУТЬ!»

Силантьева Евгения Андреевна

По данным полиции в городе Красноярске участились случаи мошенничества. Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые люди, а так же инвалиды. И это неслучайно, поскольку пожилые граждане и инвалиды зачастую испытывают чувство одиночества и изолированности, они доверчивы и легко поддаются внушению со стороны. Среди общих признаков возрастных изменений у пожилого человека наиболее общим свойством является «замедление», охватывающее всё поведение человека, включая способность к адаптации в меняющихся условиях[1- с. 41].

По оценке экспертов доля пожилых людей среди потерпевших от мошенников составляет почти 80%. С целью завладения имуществом преступники используют множество схем: продают пенсионерам лекарства-«пустышки», аппараты, которые лечат все болезни, предлагают участвовать в различных «конкурсах» и «лотереях», вымогают деньги для помощи якобы попавшим в беду родственникам и прочее. Точной статистики о числе подобных преступлений нет, но, по оценкам экспертов, от них ежегодно страдают тысячи человек[2].

Одной из самых актуальных схем мошенников является спекуляция на вопросах здоровья. Пожилые люди, за редким исключением, имеют различные проблемы со здоровьем, поэтому оно становится одной из самых главных ценностей, основой душевного спокойствия и уверенности. Медицина не всегда может принести долгожданное облегчение, положительный эффект, поэтому люди в ожидании чудодейственного способа избавления от болезней и попадаются на уловки мошенников.

В ГУВД края зафиксированы случаи мошенничества с псевдо медицинским прибором «Унистим». Представляясь работниками благотворительных и пенсионных фондов, медицинских учреждений, мошенники вынуждают стариков покупать абсолютно бесполезный аппарат за четыре, пять, шесть или даже восемь тысяч рублей. После экспертизы прибора «Унистима», выяснилось, что воздействие его на организм человека опасно для жизни[2 — с. 44].

Популярен и следующий вид мошенничества. Преступники действуют по следующей схеме: ночью в квартире пожилых людей раздается звонок и голос в трубке сообщает людям, что их родственник попал в беду, чтобы «решить» проблему необходимо отдать крупную сумму денежных средств. Порой напуганные такой ситуацией граждане, отдают все свои сбережения, чтобы выручить из беды родственника, при этом не проверяют попал ли на самом деле кто-то из родных и близких людей в беду.

Существенным отличием мошенничества от других видов преступных деяний заключается в том, что пострадавшая сторона, добровольно передает преступнику ценности и другие материальные блага. Подобные действия преступники совершают открыто, но при этом жертву вводят в заблуждение относительно тех или иных фактических обстоятельств. При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через период времени, позволяющий не только полностью завладеть имуществом, но и скрыть какие-то важные обстоятельства.

В связи с этим, в муниципальном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района города Красноярска» с апреля 2013 года ведется работа, направленная на профилактику случаев мошенничества среди пожилых людей и инвалидов Свердловского района. Реализуется комплекс мер с целью информирования и привлечения внимания к столь актуальной на сегодняшней день проблеме как мошенничество, профилактика случаев мошенничества среди граждан пожилого возраста и инвалидов Свердловского района.

Регулярно проводятся мероприятия на базе Центра, а так же выездные мероприятия на различных площадках Свердловского района.

Суть данных мероприятий заключается в проведение лекций - бесед тематической направленности, которые становятся призывом ко всем участникам и напоминают о возможных случаях мошенничества и призывает их быть более бдительными.

Такой формат мероприятия позволяет акцентировать внимание на проблеме мошенничества, помогает вовлечь пожилых людей и инвалидов в обсуждение, к совместному анализу возможных фактов мошенничества, а так же обсуждению уже случившихся эпизодов из жизни самих участников, а так же их родных и близких.

Ярким моментов мероприятия является просмотр видеоролика, подготовленного Министерством внутренних дел Российской Федерации управления «К» «Осторожно — телефонные мошенники!». В ролике в мультипликационной форме показаны основные виды мошенничества, схемы, а так же рекомендации, которые необходимо выполнять, чтобы не стать жертвами преступников.

В итоговой части мероприятия, каждый участник получает разработанную специальную памятку с алгоритмом поведения в случае появление в квартире граждан незнакомых людей. На обратной стороне даны контакты «горячих линий» различных организаций.

Некоторые клиенты помещают данную памятку дома непосредственно на входную дверь, чтобы не забывать об этих простых, но таких важных правилах, когда открывают дверь незнакомым людям.

Подобные мероприятия являются достаточно эффективной мерой профилактических работ, а также способствуют предотвращению мошеннических действий среди населения. Участники поясняют, что с удовольствием делятся информацией со своими родными и близкими людьми, с этой целью памятки берут и для них.

За время работы было проведено 7 мероприятий, общее количество участников составило 178 человек. В адрес учреждения поступили благодарственные отзывы от участников мероприятий.

В 2014 году планируется продолжить работу с данным направлением. Сотрудничать с общественными организациями в Свердловском районе, чтобы привлечь как можно больше клиентов к данной проблеме, проинформировать их.

Литература

1. Актуальные вопросы практики социального обслуживания населения Свердловской области, сборник научных трудов часть 2, Екатеринбург 2009 год, Верхотурова Ю. А. «Проблемы адаптации пожилых людей к новым жизненным условиям».

2. Российская благотворительность в зеркале СМИ, № 110, региональные новости Ирина Бауэр, «Наш Красноярский край» (Красноярск), № 40, 14.06.2013г.

3. Сибирское агентство новостей Красноярск http://krsk.sibnovosti.ru/

Силантьева Евгения Андреевна,

заведующий отделением срочного

социального обслуживания

МБУ «КЦСОН Свердловского района»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Гришина Галина Вадимовна

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или в семье, находящейся в социально опасном положении (СОП).

Семья, находящаяся в СОП –семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [1]В таких семьях утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в СОП, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. [5]

Можно определить 3 уровня воспитательного потенциала семьи:

1. Высокий уровень. В семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам.

2. Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.

3. Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. [4]

Семья, находящаяся в СОП, относится к третьему уровню воспитательного потенциала и имеет свои проблемы и трудности.Эти семьи – объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

  1. Медицинский – это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи (ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи);
  2. Социально-административный – семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;
  3. Психолого-педагогический – семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи. [2]

В данном случае мы имеем дело с семьями, проблемными, предполагающими работу с последствиями.Однако, не менее важен патронаж семей «группы потенциального риска», в которых велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи, то есть «дисфункциональных семей». Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы. Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально».

Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом работы с дисфункциональной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

1. Организационный этап. Основной метод работы на данном этапе– это экспертная оценка. Она направлена на выяснение степени необходимости вмешательства в проблему семьи. Специалистами определены некоторые критерии, по которым можно определить, что изменения в семье необходимы:

- нет четкой структуры семьи (неизвестно какой тип отношений, кто занимается воспитанием детей, взаимоотношения между супругами и детьми);

-имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром, между представителями разных поколений (нет авторитета старших, дети выполняют «взрослые обязанности»);

-наблюдается распад иерархии (отсутствует авторитет родителей, уважение друг к другу);

-создание ошибочной системы взаимоотношений (например, при разводе дочь начинает самостоятельно вести хозяйство вместо матери или сын выполняет роль «главы семьи»).

2. Функциональный этап. Происходит мобилизация ресурсов семьи. В психологическом плане задача – нормализация семейных отношений – принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка. Ребенку в данный период создается семейная реабилитационная среда – работа со специалистами либо внутри семьи (посещения, беседы) либо вне ее, в рамках специализированного учреждения для несовершеннолетних при организации посещения родственниками, выявлении желания и возможности возвращения в семью. В социальном плане при необходимости, возможна трудовая активизация членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация роли родителей).

После этого осуществляется исследование и устранение конфликтов развития семьи – данный процесс предполагает желание и активное участие членов семьи – объекта воздействия. Основа профилактической и коррекционной работы – формирование навыков и ценностей здорового образа жизни, предотвращение рецидивов возникновения подобных проблемных ситуаций.

3. Контрольный этап. Выявляется динамика развития семьи– исследуется материальное положение, условия проживания, взаимоотношения между членами семьи. Кроме того, на протяжении необходимого периода времени (определяемого специалистами) проводится патронаж семьи с целью подтверждения и закрепления позитивных изменений. На данном этапе семья, еще не выведенная из «группы риска», переходит к реабилитационному саморазвитию за счет наращивания собственного потенциала, получения регулярной социальной помощи.

На всех этапах, параллельно социальному процессу, алгоритм работы включает в себя организацию системы мониторинга развития неблагополучной семьи, определения форм и методов профилактики и коррекции. Это позволяет не только изучить эффективность работы с конкретной семьей, реализовать межведомственный подход к реабилитационному процессу, но также создать банк проблемных ситуаций, который позволяет выработать алгоритм работы применительно к типу конкретной ситуации, а ориентируясь на определенную семью, подбирать формы и методы работы. [2]

Для организации работы специалисту необходима определенная информация:

1. Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи:Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.).

2. Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.). Она позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.

3. Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия. Это в основном документация, предоставляемая местной администрацией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних и т.д.

Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируется социальный паспорт семьи. В дальнейшем в него вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей.Специалист собирает информацию о социальном статусе ребенка, посещаемости занятий и успеваемости по предметам школьной программы, об интересах несовершеннолетнего, о его взаимоотношениях в семье, в школьном коллективе и т.д. [3]

Основными методами сбора информации являются: беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.); наблюдение; официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.); анализ документации и т.д.

Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистом асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалиста в определенное время, готовность отвечать на интересующие его вопросы и в перспективе – желание семьи на проведение профилактической и коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа специалиста с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.

В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами КДН, социальными педагогами, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты.Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа реабилитации(ИПР) или план работы с семьей, находящейся в СОП, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий. Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:

  • составление перечня реальных проблем и их причин;
  • определение цели воздействия;
  • определение участников воздействия ("узких" специалистов);
  • определение содержания деятельности конкретных специалистов;
  • определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;
  • определение результата работы с семьей.

Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.

Успешность работы во многом зависит от умения специалиста по социальной работе правильно организовать совместную межведомственную деятельность различных специалистов.Как правило, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, имеют проблемы с трудоустройством из-за отсутствия образования или невостребованности профессии, низкий материальный достаток, неудовлетворительные жилищные условия, нарушения или несоблюдения гигиенических норм, проблемы с физическим или психологическим здоровьем взрослых и (или) детей, вредные привычки (алкоголизм, наркомания и т.д.), низкую педагогическую компетенцию, отсутствие желания выполнять свои родительские обязанности и т.д.

Для решения этих проблем привлекаются различные специалисты. Например, специалисты центра занятости могут помочь в подборе работы, соответствующей квалификации клиента, или в предоставлении возможности для профессиональной переподготовки. Достаточно часто члены семей, находящихся в СОП, не торопятся трудоустраиваться, поэтому специалист по социальной работе подключает участкового инспектора для беседы с неработающим, общественность, родственников и т.д. для оказания позитивного влияния на их сознание.

Кроме этого, специалисту по социальной работе вместе с представителями других ведомств (КДН, УВД, органы опеки) необходимо порой провести большую, кропотливую работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости.Для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий привлекаются сотрудники управление социальной защиты населения, отдела пенсионного обеспечения.Для решения жилищных проблем семьи необходимо привлечь юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть, например, восстановлены нарушенные ранее права несовершеннолетнего на жилье, либо улучшены жилищные условия, оказано содействие в проведении ремонта жилья.При наличии семей с нарушениями здоровья специалист по социальной работе вправе предложить, клиенту обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного медицинского обследования амбулаторно, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры.Так же, в зависимости от проблем семьи, специалист по социальной работе может привлекать таких специалистов как психолог, администрация школ, детских садов, специалисты санэпидстанции, органов опеки и попечительства и т.д. [2]

Конечно, специалист по социальной работе не в состоянии, да и не в праве, самостоятельно решать чьи-то судьбы, поэтому его работа протекает в тесном сотрудничестве с другими заинтересованными службами, но именно на него ложится полная ответственность за своевременное и целесообразное оказание помощи семьям, находящимся в СОП и детям, воспитывающимся в них.

Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что специалист по социальной работе должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Он должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, с одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, не смотря на их социальный статус, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. [4]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 02.07.2013).
  2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – М., 2002. - № 6 – С. 98.
  3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н.Ф. Дивицына // Бином. – Ростов н/Д., 2005. – С. 274 - 276.
  4. Дубровина И.В. Подростки «группы риска» / И.В. Дубровина // Практическая психология образования: уч. пос. для вузов. – М., 2003. – С. 376 - 401.
  5. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко // Владос-пресс. – М., 2006. – С.271.

Гришина Галина Вадимовна,

специалист по социальной работе

МБУ «КЦСОН Свердловского района»

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г.КРАСНОЯРСКА

Мельникова Ольга Владимировна

         В современном мире рыночные отношения требуют новых форм управленческого влияния, что позволит достичь желаемых результатов деятельности. Это предполагает создание некой новой системы управления. С учетом этого сотрудник должен заботиться о формировании личности сознательного, активного работника и культуры поведения в целом. Корпоративная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы.

         Для многих работников понятие «корпоративная культура» ассоциируется с традициями, сложившимися в организации. По нашему мнению, это упрощенное понимание. Ведь каждая организация должа формировать свою систему корпоративной культуры, чтобы достичь намеченной цели. Эта система должна состоять из определенных ценностей и быть воспринята для понимания со стороны работников. Именно поэтому корпоративная культура, формируется, становится своеобразной визитной карточкой предприятия. В организации корпоративная культура создает особую внутреннюю атмосферу, которая побуждает людей к выполнению порученных им задач и миссии: повышаются качество и интенсивность работы каждого работника.

         В муниципальном бюджетном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района города Красноярска" ведется активная работа по развитию корпоративной культуры. Так особое внимание на развитие корпоративной культуры в учреждении уделяется – организационному поведению; формированию положительной репутации и имиджа среди клиентов, деловых партнеров, общественности.

         В учреждении разработана концепция развития на 2012-2014 гг.. Концепция представляет собой комплекс задач по формированию эффективной системы социального обслуживания населения и путей их решения, направлена на обеспечение межведомственного, внутри ведомственного взаимодействия, сотруднияество, оптимизацию ресурсов при решении проблем социального обслуживания населения в Свердловском районе города Красноярска. Подробное описание механизмов, средств реализации Концепции учреждения, позволяет нам осуществлять контроль за выполнением мероприятий.

         В создании концепции принимали активное участие заведующие структурными подразделениями, что позволило нам увидеть полную картину потребностей клиентов учреждения.

         Реализация программных мероприятий позволит обеспечить доступность и качество социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь, одиноким пожилым гражданам, а также особо уязвимым категориям населения,в том числе гражданам престарелого возраста, детям – инвалидам, лицам без определенного места жительства, несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации, социально- неблагополучным семьям.

         Для создания корпоративной культуры на основе организационной культуры необходимо, во-первых осознать собственную культуру и ее описать. Во- вторых,выделить в ней выделить знания и дефициты. В- третьих, организовать систему обучения этой корпоративной культуре и осуществлять контроль за соблюдением ее требований.

         Для организации качественной работы в учреждении разработан и утвержден стандарт о поведении работников при оказании социальных услуг. Данный стандарт представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться сотрудники учреждения.

         В стандаре прописаны следующие разделы:

- Общие правила поведения работников МБУ «КЦСОН Свердловского района»;

-Общие правила общения с клиентами при исполнении должностных обязанностей;

- Морально-психологический климат в коллективе;

- Культура речи;

- Внешний вид и форма одежды;

- Правила поведения работника при оказании социальных услуг;

- Общие правила содержания служебных помещений и рабочих мест.

         С данным стандартом каждый сотрудник учреждения обязан ознакомиться и принять к сведению.

         Формируя корпоративную культуру в учреждении мы используем психотерапевтический подход, с использованием психолого- педагогического механизма поддержки сотрудников в ходе процесса их профессиональной деятельности, пробуждение чувства доверия, удовлетворение потребности в безопасности, снятия психического напряжения в трудных для личности ситуациях, обеспечение психологического равновесия и комфорта.

         Для реализации психотерапевтического подхода используются различные формы работы для сотрудников. Это и методические часы, на которых методист с заведующими структурными подразделениями и специалистами учреждения обсуждает актуальные вопросы и проблемы.

         Проведение супервизий для социальных работников, как один из этапов формирования корпоративной культуры, дают положительные результаты.

         Процессу адаптации новых сотрудников в учреждении, уделяется также должное внимание. Проведение тематических планерок с сотрудниками позволяют оказать сопровождения на первоначальном этапе. Каждый сотрудник нашего учреждения с момента приема на работу чувствует свою принадлежность к организации, испытывает дух сплоченности.

         Важным условием развития трудового потенциала является формирование позитивной корпоративной культуры, отвечать стратегии развития учреджения. Управление корпоративной культурой нашего учреждения постоянно находиться в центре внимания руководителей как структурных подразделений, так и директора Центра. Что позволяет достичь поставленную цель и решить множество задач.

Мельникова Ольга Владимировна

заведующий организационно-методическим отделением

МБУ "КЦСОН Свердловского района"

ОПЫТ РАБОТЫ УЧАСТКОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Баранова Татьяна Геннадьевна

В настоящее время семейное благополучие все чаще становится социальной проблемой. Нарушаются воспитательные функции семьи, что к ведет к деформации личности ребенка, приводящие в дальнейшем к девиантному поведению. В Свердловском районе города Красноярска проживают 78 семей, находящихся в социально-опасном положении и 60 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На базе МБУ «КЦСОН Свердловского района» в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям функционирует участковая социальная служба, целью которой является формирование основ комплексного решения проблем профилактики социального сиротства, безнадзорности, правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе. Главной задачей участковой социальной службы является сохранение ребенка в семье и семьи для ребенка.

В Свердловском районе города Красноярска располагаются 16 общежитий и 33 дома «гостиничного» типа. Работа участковой социальной службы направлена на семьи, проживающие в общежитиях района, домах «гостиничного» типа. Это связано с тем, что именно в них сосредоточено наибольшее количество семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, имеющие те или иные социальные проблемы. Возглавляет участковую социальную службу — специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям.

Специалисты участковой социальной службы осуществляют социальный патронаж семей группы риска, в рамках которого происходит выявление раннего семейного неблагополучия, а также семьи с детьми получают консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, дети привлекаются на коррекционно-развивающие занятия, культурно-массовые мероприятия Центра. За 2013 год участковая комиссия осуществила 36 выездов в результате которых охвачено 232 семьи, в которых находятся 328 несовершеннолетних, что на   124 семьи больше чем в 2012 году. Специалисты участковой социальной службы проводят межведомственные рейды, совместно с учреждениями здравоохранения, образования. Такого рода взаимодействие дает возможность создать единое профилактическое и реабилитационное пространство, обеспечивающее возможности комплексной реабилитации и адаптации семей с детьми. Во время рейдов специалисты размещают объявления, распространяют буклеты о деятельности учреждения, доступных услугах.

Результатом работы участковой социальной службы является не только повышение доступности социальных услуг предоставляемых учреждением   и приближение сферы социального обслуживания к населению, но и раннее выявление семейного неблагополучия. За 2013г специалистами выявлено 2 семьи, которые были поставлены на учет, как находящиеся в социально-опасном положении. С семьями организована комплексная работа по устранению причин неблагополучия. Отмечается увеличение количества родителей, занятых в организации досуга своего ребенка. Организация посещения спектаклей, концертов, выставок, экскурсий, мероприятий, посвященных знаменательным и памятным датам, позволяет оказать несовершеннолетним почувствовать себя нужными и интересными. А также хорошо организованный досуг, организация занятости детей и подростков способствует профилактике социального сиротства несовершеннолетних.

Участковая социальная служба является одним из базовых элементов в работе учреждения, эффективной инновационной формой социальной работы с семьями, имеющими детей. Именно поэтому участковая социальная служба играет особую роль в системе социального обслуживания. Сочетание различных форм помощи, поддержки и оперативное реагирование на выявленные проблемы дает возможность сделать новый шаг в создании эффективной системы социального обслуживания: от самостоятельной деятельности специалистов к созданию системы взаимодействия субъектов, действующих совместно в интересах населения.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы практики социального обслуживания населения Свердловской области/сборник научных трудов, часть 2- Екатеринбург, 2009
  2. Общероссийский портал Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Баранова Татьяна Геннадьевна

заведующий отделением

психолого-педагогической помощи семье и детям

МБУ «КЦСОН Свердловского района»

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА

Габдулхакова Александра Андреевна

На социализацию ребёнка в условиях современного мегаполиса влияют множество факторов, на которые индивид может реагировать по-разному, в том числе и отрицательно - страх, тревожность, агрессия, выражающиеся в различных формах насилия.

Человек, являясь как субъектом, так и объектом социализации, всё же может стать и жертвой такого процесса. Ведь именно культура, традиции, обычаи, особенности семейного воспитания могут стать теми обстоятельствами, которые деформируют нормальное развитие, не дают реализовать заложенные способности. Таким образом, насилие, присутствующее в процессе социализации, изменяет личность, направляя её по пути выбранного виктимного поведения.

Виктимность – это склонность человека становиться жертвой в определенных ситуациях. [3] Так же выделяют термин виктимное поведение, то есть такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая.[2]

Исходя из ряда исследований, можно сделать вывод, что больше всего в классификации по возрасту жертвами становятся подростки и пожилые люди.[5] Это обусловлено их статусом – они находятся в зависимости в силу обстоятельств, и не могут переломить ситуации, прекратив тем самым насилие над своей личностью.

Исследование, проведенное нами по русифицированным методикам, апробированным в рамках международного проекта «Quality of life of immigrant and native adolescents. AcomparativestudybetweenPortugal, Spain, Russia, BelarusandUkraine», дают возможность говорить о том, что дети уже в 5-6 классах ощущают на себе насилие в семье. Исследование проводилось в МОУ СОШ №90, где респондентами выступали учащиеся 6 и 11 классов в равных соотношениях мальчиков и девочек. Данное решение было принято в связи с тем, что наибольший интерес представляет сопоставление данных старшеклассников, которые уже близки к взрослой жизни, и позиция тех школьников, которые ещё дети, но уже имеющие возможность осознавать и замечать негативные проявления в свой адрес.

Наиболее значимыми для нашего исследования были следующие аспекты: «Общее состояние», «Дом и семья», «Проявление насилия», «Стрессовые ситуации за последние 5 лет».

Анализ аспекта «Общее состояние», в котором нас заинтересовал вопрос: «Ощущали ли Вы давление за последнюю неделю?», дал следующие результаты.

Таблица 1. Данные по ответам респондентов на вопрос «Ощущали ли Вы давление за последнюю неделю?» в процентах.

 

6 класс

11 класс

Никогда

16%

80%

Редко

48%

20%

Очень часто

16%

-

Всегда

20%

-

Из ответов видно, что шестиклассники более дифференцируют своё состояние, нежели старшеклассники. Возможно, причины этого связаны с категоричностью, присущей возрастным особенностям выпускников. Так же можно увидеть, что дети младшего возраста чаще подвергаются насилию со стороны родителей.

В категории «Дом и семья» было 6 вопросов, но для исследования мы решили выбрать наиболее интересные. Одним из первых задавался вопрос «Поступали ли родители по отношению к тебе несправедливо?». Большинство школьников – 55% - и 6, и 11 классов ответили «всегда». Далее у шестиклассников варианты «редко» - 30% и «очень часто» - 15%. У старшеклассников «довольно часто» - 45%. Шестиклассники давали более разнообразные ответы, что говорит об их особом восприятии проблемы.

Следующий вопрос для анализа: «Был ли ты счастлив дома?». Большинство старшеклассников, а именно 55 %, отвечали, что «всегда» по сравнению с 25% у шестиклассников. Вариант «очень часто» был выбран 45% старшеклассников и 20% шестиклассников. «Довольно часто» ответили 19% выпускников и 55% шестиклассников. Таким образом, шестиклассники реже, чем старшеклассники ощущают эмоциональный комфорт дома.

Последний вопрос, представляющий интерес для нашего исследования, звучал как «Уделяли ли тебе родители достаточно внимания?». В отличие от старшеклассников, шестиклассники выбирали ответ «никогда» - 10%. Большинство старшеклассников – 60% - отвечали «очень часто» в противовес 18% шестиклассников. Из опрошенных шестиклассников 55% «всегда» уделяли внимание родители, а старшеклассникам – 25%. Так же вариант «редко» выбрали 17% шестиклассников, а вариант «довольно часто» - 15% выпускников. Таким образом, шестиклассники более чувствительно относятся к недостатку внимания, нежели старшеклассники, так как именно они выбирали варианты «никогда» и «редко».

Следующим аспектом, представляющим интерес для исследования, являются результаты анкеты на тему «Стрессовые ситуации за последние 5 лет». В перечне различных ситуаций нужно было выбрать те моменты, которые повлияли на несовершеннолетнего и указать в балльном количестве степень этого влияния. Как показывает анализ ответов, сильная раздражительность и ссоры между родителями одинаково влияют и на старшеклассников – 32% - и на шестиклассников – 28%опрошенных.

В категории «Проявление насилия» рассматриваются вопросы, касающиеся проявления давления и жестокости в среде сверстников. Одним из наиболее важных вопросов был «Боялись ли Вы кого-нибудь из мальчиков или девочек». Из опрошенных 22% шестиклассников никогда не боялись никого из сверстников, а у старшеклассников эта цифра больше – 70%. Таким образом, шестиклассники больше боятся своих сверстников. Однако на вопрос«Высмеивали ли тебя другие мальчики или девочки» процент шестиклассников, которые боялись сверстников, совпадает. То есть, шестиклассники бояться сверстников не просто так, а из-за того, что они их высмеивают. У старшеклассников же всё наоборот: из 70 % опрошенных, которые боялись сверстников, только 30 % высмеивали. То есть, у старшеклассников боязнь сверстников не зависит от опыта высмеивания.

Чтобы изменить сложившуюся ситуации и воспитать уже в учениках средней школы умение отстаивать свои права и не превратиться в жертву, мы считаем, что нужно воспитать в детях способность свободно и не боясь выражать свои мысли, желания и потребности. Умение правильно и грамотно защищать свои права возможно в рамках коммуникативного тренинга, так как это позволит использовать как теорию, так и практику – ролевые игры и упражнения.

Мы предлагаем именно тренинг, потому что по теории «семи интеллектов», выдвинутой американским психологом Говардом Гарднером, нас интересуют два вида интеллекта – межличностный и внутриличностный. Межличностный интеллект отвечает за способность понимать других людей и сотрудничать с ними, он выражается в том, как мы воспринимаем настроение, темперамент и потребности других людей, как мы реагируем на них. Внутриличностный же интеллект – это наша способность понимать свой собственный внутренний мир, он позволяет воспринимать наши чувства, установки и предрассудки и ориентировать поведение из наших собственных желаний.[6]

Коммуникативный тренинг — это тренинг, целью которого является рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а так же процессов, происходящих в обществе. Группа используется как лаборатория для развития и отработки умений межличностного общения. Плюс каждый наблюдает за поведением других. У всех есть возможность дать и получить обратную связь, что позволяет развивать умение эффективного общения. [1]

Тренинг поможет достичь три вида целей:

  1. . Когнитивных, направленных на передачу знаний о проблеме;
  2. . Аффективных, направленных на эмоциональное воспитание детей;
  3. . Прагматических, направленных на формирование конкретных знаний и умений.

Таблица 2. Структура целей коммуникативного тренинга.

Когнитивные цели

Аффективные цели

Прагматические цели

А1.Знание симптомов насилия над несовершеннолетним в семье

В1. Установка на предотвращение насилия

С1.Умение противостоять насилию

А2. Понимание опасности насилия над несовершеннолетними

В2.Уверенность в защите взрослых

С2. Умение открыто говорить о своих страхах перед наказанием

А3.Знание видов насилия и круга насилия

В3. Ощущение возможности разорвать круг насилия

С3. Умение разглядеть факторы-провокаторы насилия и распознать их

А4. Понимание, что бывают ситуации, когда необходимо настаивать на своих потребностях

В4. Ценность своей личности и своего самочувствия

С4. Умение грамотно донести свою позицию и аргументировать её

Основное содержание будут составлять следующие типы упражнений:

-ролевые игры, направленные на проигрывание конфликтных ситуаций и анализ выхода из них, отстаивание своей точки зрения;

-упражнения, направленные на вербализацию чувств;

-упражнения, направленные на формирование уверенности в себе и развитие ассертивности.

Изменение поведения в результате тренинга будем ожидать по следующим критериям:

-повышение уровня самооценки и самосознания у учащихся;

-умение аргументировано отстаивать своё мнение и убеждать остальных;

-улучшение психологического климата в классе.

Таким образом, мы рассматриваем коммуникативный тренинг, ориентированный на достижение уверенной коммуникации, средством профилактики виктимного поведения у младших подростках.

Список литературы:

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – Спб.: Речь, 2006. – 216 с.
  2. Андронникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению http://spsi.narod.ru/5.htm
  3. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. - М: Эксмо, 2010. - 864 с.
  4. Монина Г.Б., Лютова — Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - М.:Речь, 2005. - 224 с.
  5. Ривман Д. В. Криминальная виктимология - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
  6. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер.с нем. – М: Генезис, 2003. – 368 с.
  7. Oliva, A., Jiménez, J., Parra, Á. & Sánchez-Quejiga, I. (2008). Acontecimientos vitales estresantes, resiliencia y ajuste Revista de Psicopatología y Psicología Clínica,13, 53-62.
  8. Matos M., Simões C., Carvalhosa S. et al. (2000). A saúde dos adolescentes portugueses. Estudo Nacional da Rede Europeia HBS/OMS. Lisboa: FMH / PEPT.
  9. Nunes, C., Lemos, I., & Guimarães, S. (2011). Questionário de dados sócio-demográficos para adolescentes (DASA). Documento não publicado, Universidade do Algarve, Faro, Portugal.
  10. The KIDSCREEN Group Europe. (2006). The Kidscreen questionnaires. Quality of life questionnaires for children and adolescents. Berlin: Pabst Science Publs.

 

Габдулхакова Александра Андреевна

специалист по социальной работе отделения

психолого-педагогической помощи семье и детям

МБУ «КЦСОН Свердловского района»

СТРАТЕГИИ СТАРЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ

Дегтярева Алена Игоревна

В России процесс старения населения протекает в условиях одновременного снижения рождаемости, так же высоким является уровень смертности. В связи с увеличением численности пожилых людей в социально-демографической структуре населения Российской Федерации актуальным становятся исследования в области жизнедеятельности пожилых людей, осмысление их места и роли в обществе. Учреждениями социальной защиты населения разрабатываются новые формы и методы улучшения качества социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом актуальных проблем их жизнедеятельности. [В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая. 2012. - 49.]

Трудно однозначно характеризовать данный жизненный период, либо с положительной, либо с отрицательной стороны. Некоторые ученые рассматривают ее как совокупность потерь или утрат — экономических, социальных, индивидуальных, которые могут негативно влиять на дальнейшую жизнь пожилого человека. С другой стороны именно в этом возрасте человек анализирует свой жизненный путь, видит, чего он добился, появляется желание делиться опытом, давать советы. В новом социальном статусе можно найти большое количество положительных сторон.

В обществе существует большое количество социальных стереотипов в отношении пожилых людей, которые влияют на выбор стратегии старения, под которой можно понимать выбранный человеком способ, темп и образ жизни после выхода на пенсию. Социальные стереотипы, шаблоны воздействуют на субъективные отношения человека не только к обществу, но и к себе, они влияют на самовосприятие пожилых людей. Карсаевская Т. В. в своих работах указывает, что в обществе к старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Первое имеет место при сравнении старости с живой могилой, второе — приоценке старости, как желанного возраста, периода опыта и мудрости. [Карсаевская 1997: 8-12.].

Рассматривая современную семью и систему взаимоотношений поколений, Д. Бромлей отмечает, что традиционная патриархальная семья распадается, что старики — отцы семейства уже не играют прежней роли, что молодое поколение не нуждается в поддержке старого, а старое вовсе отходит от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек. [Краснова, Лидере. 2003: 87] Кроме того существуют тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем. Многим пожилым людям приходится столкнуться с такой проблемой как смена жизненного пространства, что является дополнительной сложностью в пожилом возрасте и сильно влияет на настроение пожилого человека. Старики попадают в дома-интернаты по разным причинам.

В основном у людей, проживающих в доме-интернате, существуют проблемы в отношениях с родственниками, иногда они утрачивают связь с семьей, последнее чаще всего является причиной попадания в интернат, что сильно сказывается на эмоциональном состоянии человека. Ему приходится прикладывать намного больше усилий при адаптации к новым условиям жизни. На характер адаптации большое влияние оказывает жизненный настрой самого пожилого, его характер, умение справляться с трудностями. Чем оптимистичнее настрой, тем более эффективной оказывается стратегия старения.

На сегодняшний день важно изменение жизненного курса в стареющем обществе. Особенно важно включение в активную жизнь пожилых людей, проживающих в доме-интернате. В отличие от семьи в стационарном учреждении совершенно другой образ жизни.

Рекомендации по оптимизации стратегий старения в интернатном учреждении создавались на основе результатов исследования проведенного на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Красноярский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов №2». В нем принимало участие 30 человек: 17 женщин и 13 мужчин. Для диагностики был выбран опросник «Готовность к возрастным изменениям» [Глуханюк 2003: 100]. Эффективность или неэффективность стратегии старения определялась по следующим критериям.

Таблица 1.

Критерии выбора стратегии старения

Эффективная стратегия старения (конструктивная)

Неэффективная стратегия старения

(неконструктивная)

Высокий/средний уровень готовности к возрастным изменениям (отношение к собственной старости)

Низкий уровень готовности к возрастным изменениям (отношение к собственной старости)

Поддержание активной жизненной позиции в пожилом возрасте

Предпочтение пассивной жизненной позиции в пожилом возрасте

Поддержание постоянной (регулярной/периодической) связи с семьей

Нерегулярность/отсутствие связи с семьей

Положительные контакты с ближайшим окружением

Негативные контакты с ближайшим окружением (агрессия)

Кроме того при определении стратегии старения использовались методы наблюдения и интервью со специалистом учреждения. Полученные результаты сводились в таблицу по трем компонентам «Социальная активность», сюда входили показатели частоты посещения мероприятий и способ проведения свободного времени пассивный/активный; компонент - «Отношения с окружающими», раскрывает характер общения, степень общительности с соседями проживающими в учреждении; в содержании компонента «Социальная ситуация» главным является причина попадания в интернатаное учреждение и наличие связи с родственниками, частота общения с ними. По результатам заполнения таблиц делалось заключение об эффективности/неэффективности выбранной стратегии старения. Результаты показали, что из 30 опрошенных человек у 16 - эффективная стратегия старения из них 6 мужчин и 10 женщин. Неэффективная стратегия старения имеет место у 14 человек, из них 7 мужчин и 7 женщин. Преобладание эффективной стратегии старения можно объяснить преобладанием у женщин активного досуга, активной деятельностью и наличием хобби. Мужчины находят себя в общении с соседями, однако они реже принимают участие в досуговой жизни дома-интерната. Так как когнитивный уровень готовности к возрастным изменениям у женщин находится на более высоком уровне, чем у мужчин, они лучше приспосабливаются к особенностям возраста. Мужчинам же это дается труднее. Важную роль в выборе эффективности стратегии старения играют отношения с семьей. Следует отметить, что женщины поддерживают связь более регулярно, чем мужчины.

Каждому пожилому человеку хочется ощущать свою нужность и причастность к чему-то важному, актуальному для окружающих. У старого человека, как считает В. Генри, меняется мотивация трудовой деятельности. Пожилой человек стремится к труду, но уже не с целью содержать себя, а ради труда, который приобретает эмоциональную окраску. Старый человек анализирует свою работу только по отношению к самому себе, а не к общественной деятельности, как способность выполнять работу, как самооценку.

На первый взгляд может показаться, что в интернатном учреждении не так много возможностей для того, чтобы полностью раскрыть потенциал пожилого человека. Дом-интернат стереотипно воспринимается как учреждение, в которое старики отправляются доживать свою жизнь. Хотя на самом деле при помощи обычных вещей можно создать совершенно особенную атмосферу для проживания. Например если в холле учреждения будет ненавязчиво играть спокойная классическая музыка это поможет в создании более приятной атмосферы жизни в целом.

При создании условий нужно учитывать, что люди в таком возрасте начинают особенно ценить какие-то традиции, которые связаны с их молодостью. У традиции вообще есть своя особая роль в каждом коллективе, которая объединяет людей. Хорошо, если такая традиция создана в учреждении. Не просто совместно отмечать праздники, а придумать что-то, что будет объединять людей для такой совместной деятельности, которая будет интересна каждому. Учитывая, что в интернатном учреждении проживают люди разного возраста с разными интересами, то можно просто помочь людям организоваться в кружки. Кто-то, выйдя на пенсию, начинает заниматься вязанием, у кого-то появляется свободное время на приготовление блюд. Собираясь вместе пожилые люди могут почувствовать свою причастность, полезность и даже научиться чему-то новому.

В учреждениях интернатного типа практикуют разные формы организации свободного времени пожилых, такие как: занятия художественным, прикладным,   творчеством; праздники, конкурсы, шашечные турниры, экскурсии, игры. Чем больше жители интерната включены в активный досуг тем лучше их эмоциональное состояние. Кроме активного отдыха не стоит забывать и о простом времяпрепровождении: чтение, просмотр телепередач, слушание радио.

Кроме того на сегодняшний день известно множество методов способных помочь жителям стационарного учреждения почувствовать себя нужными, интересными собеседниками, раскрыть скрытый потенциал и повысить интерес к жизни. Примером может послужить биографический метод, который считается достаточно эффективным для мотивирования жизненной активности людей, вступивших в поздний период взрослости. При помощи данного метода пожилой получает возможность делиться своим жизненным опытом, рассказывая об особенностях своей судьбы и в то же время может понять как его прошлое повлияло на становление его настоящего. Сам процесс воспоминаний даже без его глубинного психологического анализа, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению положительного самовосприятия. Желательно всячески практиковать разные встречи и переписки пожилых жителей дома-интернатас жителями близлежащих детских садов и школ. Следует так же обращаться к фотографиям, когда-то подаренным открыткам, что поможет воспоминаниям стать ярче.

Кроме того существует метод мемуаротерапии, являющийся эффективным средством от депрессии, которая зачастую встречается у новых жителей учреждения в процессе адаптации к новым условиям проживания. Данный метод является ответвлением биографического метода. Здесь особенно важно, чтобы пожилой человек старался акцентировать внимание только на положительных моментах прожитой жизни. Можно предложить   создать семейную книгу, чтобы его потомки больше знали о истории своего рода.

Важно, чтобы в доме-интернате человек не чувствовал себя просто клиентом учреждения. Нужно, чтобы он мог стать частью коллектива жителей. Для этого сотрудники учреждения должны хорошо знать особенности людей третьего возраста и с пониманием относились к различным проявлениям их характера и при необходимости могли корректировать ситуацию. В центре отношения должны находиться – богатый и самоценный жизненный опыт человека, к которому окружающие относятся с уважением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Глуханюк Н. С, Гершкович Т. БПоздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.
  2. Карсаевская Г. В. Этапы жизненного цикла человека // Психология зрелости и старения.- 1997. - № 3. - С. 8-12.
  3. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  4. Соколова В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста:учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Брецкая. - М.: ФЛИНТА НОУ ВПО "МПСИ", 2012. - 200 с.
  5. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. – С. 71
  6. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2009. – 860 с.
  7. Яцемирская Р. С. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. — М.: Владос, 1999.

Дегтярева Алена Игоревна

специалист по социальной работе отделения

психолого-педагогической помощи семье и детям

МБУ «КЦСОН Свердловского района»

    vk

Поискать материал?

20240215 101327 1

Шумовой оркестр

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР1

Живая нить

ЖИВАЯ НИТЬ

Творческая студия «Гармония»

ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ ГАРМОНИЯ